Проекты


СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КУБАНСКОМ КАЗАЧЬЕМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

(исследовательский проект)

«РАССАДНИК ВЕЛИКИХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ»

Время настойчиво ставит перед современной казачьей молодежью конкретную проблему формирования ее жизненной позиции. Требования диктуются развитием демократии в России, которая направлена на повышение социальной активности казачьей молодежи, широкого привлечения ее к управлению, приобретению знаний, умений и выработке навыков самостоятельного решения существующих проблем, повышения ее культурного, духовного и военного потенциала. Подтверждением этому является опыт становления и развития деятельности кадетских корпусов в истории нашего государства и тенденциях и задачах образования сегодня и особой роли Кубанского казачьего кадетского корпуса как одного из значимых учреждений в образовании России, его развивающих и закрепляющих традиций научной отечественной культуры.

К ХУ111 веку Россия сложилась в обширное многонациональное федерально-абсолютистское государство. Рост народного хозяйства, развитие промышленности и торговли, создание регулярной армии и флота, рост международных связей, хозяйственное освоение новых территорий, значительное усложнение и расширение функций государственного управления резко увеличили потребность в квалифицированных кадрах, владеющих научными знаниями, грамотных людях, что способствовало развитию просвещения в России.

Первые кадетские корпуса, как специализированные учебные заведения для подростков, появились в 1731 году. В 1732 году в Санкт-Петербурге открылся сухопутный кадетский корпус, который был привилегированным учебным заведением, куда принимались исключительно дети дворян от тринадцати до семнадцати лет. «Их надлежало обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству потребным наукам». В указе императрицы Анны Иоанновны говорилось, что «не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение», поэтому воспитанники корпуса должны были изучать еще иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию, танцы, музыку и «прочие полезные науки, в зависимости от своей природной склонности».

Классно-урочной системы еще не существовало, и занятия продолжались по шесть часов в день. Перевод на следующую ступень осуществлялся в течение всего года, по мере изучения того или иного предмета; воспитанники могли учиться по разным дисциплинам в разных классах. Подходы к дисциплине и внутренние нравы в корпусе были значительно демократичнее, чем в других учебных заведениях.

С начала кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как офицеров для армии, так и чиновников для государственных учреждений (по сути – элиту общества), поэтому на учебно-воспитательный процесс огромное влияние оказывала культурная и общественно-политическая ситуация в «высшем свете». .

17 марта 1765 года директором кадетского корпуса был назначен И.И. Бецкой, влиятельный, близкий к императрице Екатерине 11 вельможа, человек высокообразованный и одаренный, сыгравший значительную роль в российском Просвещении. Увлеченный идеями гуманизма, под влиянием европейских просветителей, в первую очередь Ж.-Ж. Руссо, он воплотил свои прогрессивные взгляды на практике. Возник государственный план – создать путем воспитания «новое порождение» - идеальных людей в России. Оформлен этот план был в «Генеральном учреждении и воспитании обоего пола юношества, конформированное ее императорским величеством 1764 года марта 12 дня».

Одним из важных звеньев этого плана стала реорганизация кадетского корпуса. В десяти главах нового Устава излагаются не только правила умственного, нравственного и физического развития кадет, но и формулируются требования при отборе воспитателей и преподавателей. Это были первые, в отечественной педагогике зафиксированные с концептуальных позиций требования к педагогу.

Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов (отделений) с пяти до двадцати лет. Каждому возрасту определялись для изучения дисциплины, общее количество которых, не включая искусств, доходило до 24-х. Закреплялось первоочередное право на определение в корпус детей дворян, пострадавших на войне или не имеющих материального достатка. Этот принцип приема в дальнейшем был значительно увеличен. С.Н. Глинка отмечает стремление Бецкого к «сближению сословий в общем, воспитании …мещан наряду с графами и князьями».

Начальное отделение (малолетнее) находилось в отдельном помещении, и руководила им управительница. Все мальчики от пяти-шести до девяти лет были разделены на группы по двенадцать-пятнадцать человек. К каждой группе прикреплялась воспитательница «для смотрения, хождения и обучения». Она проводила с детьми весь день, играла с ними, развлекала, водила гулять, воспитывала хорошие манеры и обучала французскому языку. Кроме того, специально изучался русский язык, проводились обучения танцам и занятия по рисованию, а в последний год начинали писать цифры.

Учебный план второго возраста (девять-двенадцать лет) предусматривали изучение языков, географии, истории, мифологии, геометрии, начал славянского языка. В третьем возрасте (двенадцать-пятнадцать лет) появляются предметы по выбору: латинский язык и «бухгалтерство». В четвертом возрасте « представлялось, по желанию или по склонности, право выбора – готовить себя для военной или гражданской службы» и соответственно этому выбору появлялись специальные военные и гражданские предметы. Учебный план корпуса имел большее количество общеобразовательных наук, по сравнению со специальными, и включал в себя языки: русский, французский, немецкий, итальянский, латинский, а также арифметику, историю, географию, физику, химию (с 1775 года), философию, рисование, музыку и танцы.

Вместе с изменением всей системы изучения наук, ставшей более последовательной, изменился и характер преподавания. На первое место выдвигалось наглядное обучение, практическая направленность наук. Учителя должны были объяснять те или иные разделы предметов так, чтобы кадеты учились «легко и приятно». Принуждение к учебным занятиям заменялось убеждением в пользе знаний, развитием интереса к наукам. Для этого в корпусе были организованы библиотека, натуральный кабинет, ботанический сад, арсенал, механическая и архитектурная «каморы», галерея с живописными картинами.

Текущих оценок знаний не было, хотя кадеты и опрашивались на занятиях для того, чтобы преподаватель имел информацию о том, как они воспринимают материал, оценивание которого проводилось во время экзамена. В первом и втором возрастах через четыре месяца, в третьем через шесть, а в четвертом и пятом – один раз в год. Для поощрения успеха в науках кадетов, отличившихся на выпускных экзаменах, публично и с большой торжественностью награждали золотыми медалями. Получившие их могли за казенный счет три года путешествовать за границей. В инструкции, подготовленной И.И. Бецким, говорилось, что «всякое путешествие должно иметь своим предметом просвещение».

Бецкой заложил в учебный план, приобретший при нем энциклопедический характер, идею создания общего образования как базовой основы специальной или профессиональной подготовке. По мнению В. Ключевского, во времена Бецкого кадетский корпус являлся светским университетом и Екатерина 11 гордилась образованием кадетов.

Подготовку военных кадров И.И. Бецкой считал задачей второстепенной. Главное назначение кадетского корпуса, по его мнению, было служить «рассадником великих русских людей». В реализации этой цели первое место отводилось воспитанию. В 1772 году Бецкой составляет «Наставление воспитателям», в котором на высокий уровень поднимается моральная среда, живые образцы высоких нравственных качеств, окружающие воспитанника. В создании такой, очищенной от всего плохого, и наполненной всем прекрасным, воспитательной среды и заключается «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия: ибо без сего все наставления никуда не годятся» (И.И. Бецкой. Собрание соч., т.1, с. 13-14). «Когда хороших наставников не будет, то и доброго воспитания в действии произвести мы не в состоянии. При таком недостатке все старания наши бесплодны, и все иждивение потеряно» (там же, с. 183).

Новые подходы в обучении и воспитании обострили проблему педагогических кадров. Многие учителя в России были иностранного происхождения, однако не все из них были квалифицированными педагогами. Бецкой в 1772 году открыл при кадетском корпусе мещанское отделение, которое являлось первой в России учительской семинарией. Педагогическая практика, считавшаяся с личностью кадета, подбор талантливых наставников-гуманистов, сделали воспитательную систему кадетского корпуса самой гуманистической из всех закрытых учреждений России того времени и более позднего периода. В 1778 году Указом Екатерины Великой был основан Первый Московский кадетский корпус. С 1731 года и до февральской революции 1917 года в России действовал 31 кадетский корпус.

В ходе революционных событий 1917 года 23 кадетских корпуса прекратили свое существование, остальные частично действовали и в годы гражданской войны. В период гражданской войны и первые послевоенные годы несколько кадетских корпусов продолжали свою деятельность за пределами России. В ноябре 1920 года, по приказу генерала Врангеля вместе с частями Белой армии, за границу были выведены кадетские корпуса: Первый Крымский и второй Донской – в Югославию, Морской кадетский корпус – в Тунис, Первый Донской – в Египет. Второй Донской первоначально разместился в Стрниште, а затем был передислоцирован в Билечу, на границе Черногории и Герцеговины, Крымский кадетский корпус продолжил свою работу в Белой Церкви (Югославия). В марте 1920 года из остатков Владимирского, Киевского и Одесского корпусов был образован Первый Русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус (в Югославии), который существовал там до 1944 года, а затем был выведен в Германию и расформирован.

Донской императора Александра 111 кадетский корпус, вывезенный англичанами в Египет, позднее был переформирован в Болгарии и Турции, а затем расформирован в 1933 году. Личный состав корпуса был слит с составом Первого Русского кадетского корпуса, который к тому времени стал единственным в Югославии. Во Франции (Версаль) в 1930 году был основан Корпус-лицей императора Николая 11, который существовал на частные пожертвования, с программой соответствующей аналогичным учебным заведениям Франции. Корпус прекратил свое существование в 1956 году. В 1923 году выпускные аттестаты российских кадетских корпусов за границей были признаны действительными в странах дислокации этих учебных заведений. Позднее российские кадеты получили возможность продолжать образование в высших учебных заведениях Европы.

В настоящее время за рубежом действуют созданные русскими кадетами общественные организации: Объединение российских кадетов США (Нью-Йорк, Сан-Франциско), в Канаде (Торонто, Монреаль), в Венесуэле, Бразилии, Аргентине, Бельгии, Югославии, Австралии.

ПРОБЛЕМА

Краткий экскурс в историю развития кадетских корпусов России показывает, что в силу идейно-политического уклада жизни нашего общества и других причин, функционирование данного типа учебных заведений (кадетских корпусов) прекратилось.

Возможность воссоздания деятельности кадетских корпусов появилась сравнительно недавно, благодаря смене не только образовательной, но и общественно политической жизни в конце ХХ века. Этому содействовало также интенсивное возрождение казачьего движения, создание в ряде регионов России центров казачества. Одновременно появилась необходимость к «реабилитации» и создание казачьего кадетского корпуса как важного и незаменимого образовательного института в контексте возрождения традиций отечественной культуры.

Возрождение казачества в России и способствовало открытию казачьего кадетского корпуса на Кубани. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.03.93 г. № 341 «О формировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества», а также в целях возрождения казачества на Кубани, и на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 16 августа 1994 года № 456, управлением образования администрации Краснодарского края совместно с Кубанским казачьим Войском в составе краевого управления образования был учрежден Кубанский казачий кадетский корпус – государственное общеобразовательное учреждение интернатного типа с военно-профессиональной направленностью обучения и воспитания казачьей молодежи.

Новые условия тенденции возврата к духовным истокам потребовали и нового подхода к деятельности современных кадетских корпусов в России. Однако научного обоснования деятельности кадетские корпуса не имеют. Таким образом, возникла ПРОБЛЕМА, заключающаяся в обосновании научно-теоретических основ содержания кадетских корпусов и разработке оптимальных путей организации в нем учебно-педагогического процесса.

Наличие противоречия между особой ролью деятельности кадетских корпусов в духовном развитии нашего общества и отсутствием научно-теоретических и практических путей организации деятельности учреждения данного типа, позволяют рассматривать выдвигаемый проект весьма актуальным. Основной целью проекта является создание научно-обоснованной модели функционирования кадетского корпуса и внедрение ее в систему образования России.

ЗАДАЧИ:

- создание модели Кубанского казачьего кадетского корпуса;

- определение содержания воспитания и образования, их форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей кадет с учетом конкретных возможностей и специфики казачьего кадетского корпуса;

- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс с учетом военно-профессиональной специфики учреждения (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитания и обучения); повышения воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

- усиления гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих кадетам освоить общество и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;

- воспитание кадет в духе демократии, свободы, личного достоинства; предоставления им реальных возможностей участия в управлении кадетским корпусом, а также в деятельности различных творческих общественных объединений;

- укрепления здоровья кадет средствами физической культуры и спорта;

- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании сотен и групповых коллективов, индивидуальных занятий с кадетами, обеспечение профилактики корпусной социальной дезадаптации кадет;

- активизировать деятельность классных руководителей и воспитателей;

- создать условия для участия родителей в учебно-воспитательном процессе и привлечь их к управлению кадетским корпусом.

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Решение задач развития корпуса осуществляется на основе организационно-управленческой методологии, включающей в себя:

- обеспечение вариативности воспитательных систем;

- планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этно-культурного компонентов;

- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецефических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;

- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

- достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внекорпусной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность кадет;

- организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций кадет, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

- развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

- усиление значимости досугового компонента в казачьем кадетском корпусе, создание условий для самовыражения кадет в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятия физической культурой и спортом;

- оказание содействия родителям (законным представителям), кадетам, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в выборе преимущественно светского или религиозного воспитания вне рамок образовательной программы;

- создание условий для развития педагогики сотрудничества.

Исследовательский проект содержания и организации учебно-воспитательного процесса в Кубанском казачьем кадетском корпусе находит свое отражение в созданной нами научно-педагогической модели, сущность которой раскрывается в следующих характеристиках.

МОДЕЛЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Модель казачьего кадетского корпуса понимается как программа развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса с военно-профессиональной направленностью с выходом в перспективе на создание целенаправленной, целостной, гибкой, эффективной и открытой в своем развитии педагогической учебно-воспитательной системы и создание корпуса, поступательно развивающегося и работающего в поисковом, творческом режиме.

Программа развития корпуса предполагает переход на более высокий уровень культуры жизнедеятельности корпуса и образовательных процессов в нем, повышение качества, гуманности, демократичности, культуроемкости. Модель включает в себя составные части:

1. Управление казачьим кадетским корпусом;

2. Модель личности – главная цель воспитания и обучения кадет;

3. Воспитательная система казачьего кадетского корпуса;

4. Совершенствование учебного процесса;

5. Психофизиологическое состояние кадет;

6. Физическое развитие кадет;

7. Военная подготовка.

8. Модель выпускника казачьего кадетского корпуса

9. Перспектива развития Кубанского казачьего кадетского корпуса.

1. УПРАВЛЕНИЕ КАЗАЧЬИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ.

Особую роль в деятельности казачьего кадетского корпуса выполняет управление. Учитывая специфику учебного заведения, основу управления корпуса составляют:

1. Организация деятельности Кубанского казачьего кадетского корпуса (схема).

2. Должностные обязанности сотрудников корпуса и их выполнение;

3. Материальная база.

4. Финансы.

2. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ.

Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания. Модель личности детализирована в следующих направлениях:

1. Осмысленность личной жизни. Целеустремленность;

2. Мировоззрение, мироощущение;

3. Интеллектуальное развитие;

4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям;

5. Личностные качества (черты характера);

6. Отношение к окружающим;

7. Человек – творец самого себя;

8. Культура общения;

9. Здоровье и здоровый образ жизни;

10. Семья. Брак. Любовь.

11. Эстетическая культура;

12. Отношение к природе.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА.

Воспитательная система – педагогическая концепция воспитания, охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь кадет, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Воспитательная система казачьего кадетского корпуса – сложное психолого-социопедагогическое образование, управляемое и саморегулируемое, включающее в себя следующие аспекты:

1. Система целенаправленного воспитания кадет (виды воспитания);

2. Структура воспитательной системы казачьего кадетского корпуса;

3. Система методов воспитания;

4. Основные методы педагогического воздействия;

5. Перспективный план воспитательной работы кадетского корпуса;

6. Фактический план воспитательной работы кадетского корпуса;

7. Система работы классного руководителя.

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Учебный процесс в казачьем кадетском корпусе включает в себя следующие направления:

1. Организация учебно-воспитательной работы и ее реализация;

2. Планирование учебно-воспитательной и методической работы в корпусе, сотнях и предметно-методических комиссиях;

3. Пассивные, активные и интерактивные формы и методы обучения;

4. Формы и методы контроля за качеством преподавания.;

5. Профессиональная ориентация;

6. План-календарь основных учебно-воспитательных мероприятий на учебный год.

5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАДЕТ.

Психофизиологическое здоровье кадета рассматривается как важнейшая социальная, личностная ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем, превращая охрану здоровья кадет в одно из приоритетных направлений работы казачьего кадетского корпуса.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в казачьем кадетском корпусе, способствующих укреплению здоровья кадет;

2. Увеличение объема двигательной нагрузки кадет на уроке и вне его;

3. Активная и широкая организация здорового образа жизни в кадетском корпусе;

4. Представление информации о способах оздоровления организма. Обучение конкретным методам и приемам оздоровления организма;

5. Установления тесной взаимосвязи с медицинскими, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями и организациями по вопросам медицинского обследования и широкому вовлечению кадет в активные занятия физической культурой и спортом.

Реализация этих задач должна осуществляться конкретными формами, методами и средствами, а также созданием определенных условий в комплексе с концепцией развития учебно-воспитательного процесса по блокам:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;

- совершенствование уроков по физической культуре и спорту;

- психологическая характеристика кадета;

- психические процессы и эмоции кадета;

- социометрическое изучение кадет.

6. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАДЕТ

Физическая культура – одно из основных направлений деятельности казачьего кадетского корпуса, являющейся важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Она включает: физическую подготовку, спорт и мероприятия оздоровительно-рекреационной направленности. Физическая подготовка осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами воинского обучения и воспитания в военных учебных заведениях Российской Федерации.

Физическая подготовка имеет общефизическую, образовательную, военно-прикладную, спортивную и оздоровительно-рекреационную направленность. Основной целью физической подготовки является подготовка крепких и закаленных юношей, способных переносить высокие физические и психические нагрузки. Задачами физической подготовки воспитанников корпуса являются владение двигательными и военно-прикладными навыками; развитие и совершенствование физических качеств – выносливости, гибкости, силы, быстроты и ловкости с учетом возрастных особенностей; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки и потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Военно-прикладная направленность физической культуры обеспечивается включением в содержание обучения и воспитания военно-прикладных физических упражнений и видов спорта.

Оздоровительно-рекреационная направленность физической культуры заключается в улучшении физического развития кадет, в соблюдении ими санитарно-гигиенических требований, в проведении лечебно-профилактических и физкультурно-спортивных мероприятий и др.

7. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Военная подготовка в Кубанском казачьем кадетском корпусе ведется в соответствии с требованиями Инструкции по организации и планированию учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах. Задачу формирования у кадет командирских и методических навыков корпус решает на протяжении всего периода обучения, на всех проводимых занятиях, во время несения службы, а также в повседневной жизни.

В основу формирования командирских и методических навыков положено практическое командование отделением, взводом, самостоятельное проведение занятий по строевой подготовке, выполнение обязанностей при несении внутренней службы. Каждое занятие проводится образцово и поучительно, чтобы в ходе его кадеты могли перенимать опыт в организации подготовки и проведении занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.

При обучении кадет соблюдается логическая последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в войсках и военно-учебных заведениях методика проведения занятий творчески используется с учетом задач казачьего кадетского корпуса и возрастных особенностей обучающихся. На занятиях по тактической, огневой подготовке и другим предметам отрабатываются нормативы, предусмотренные Сборником нормативов по боевой подготовке. Нормативы, подлежащие отработке, указываются в расписании занятий.

В лагерный период обучения практические навыки кадет по тактико-специальным предметам (РХБЗ, военной топографии, связи, военно-инженерной и военно-медицинской подготовке) проверяются в ходе комплексного контрольного занятия. Это занятие проводится под руководством зам. начальника корпуса с привлечением старших воспитателей (командиров сотен). Итоги учебы кадет по военной подготовке подводятся в отделении – после каждого занятия, во взводе – еженедельно, в сотне за неделю и месяц, в корпусе – за полугодие.

В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, при изучении и использовании имитационных средств, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий строго соблюдаются правила и меры безопасности.

8. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Особенности кадетской школы-интерната «Кубанский казачий кадетский корпус» - форма военизированного учебного заведения с военно-профессиональной направленностью, которая включает в себя следующее:

- ношение воспитанниками кадетской формы одежды с учетом казачьей специфики учреждения (казачье), введение учебных казачьих чинов на период учебы в корпусе для младших командиров и отличников учебы при примерном поведении;

- реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку получения кадетами начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных учреждениях и замещения в них должностей младших командиров курсантских подразделений;

- специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утре6нней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной и казачьей среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки;

- привлечение воспитанников корпуса к участию в парадах войск Краснодарского гарнизона и парадах исторических отделов Кубанского казачьего войска по согласованию с государственными органами исполнительной власти;

- работа офицеров-воспитателей с кадетами (военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения, ранней, профессиональной ориентации, оказание помощи в выборе

9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

13 октября 1994 года, в преддверии великого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, войсковой священник Кубанского казачьего войска отец Сергий (Овчинников) на торжественном построении освятил знамя корпуса и благословил сотрудников и его воспитанников на успешное проведение учебно-воспитательного процесса в казачьем заведении. Этот день, в соответствии с казачьими традициями, стал Днем корпуса.

Деятельность современного казачьего кадетского корпуса в России осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», распоряжением президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года - № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года (№ 1427). В целях приведения в соответствие наименования Первого Кубанского казачьего кадетского корпуса с федеральным перечнем типов и видов общеобразовательных учреждений на основании приказа Департамента образования и науки Краснодарского края от 10.06. 1998 года № 483, кадетский корпус переименован в государственное общеобразовательное учреждение «кадетская школа-интернат «Кубанский казачий кадетский корпус» с сокращенным официальным наименованием ГОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус».

Кубанский казачий кадетский корпус является образовательным учреждением инновационного типа, где воспитанники корпуса находятся на полном государственном обеспечении с круглосуточным пребыванием в шестидневном учебно-воспитательном режиме. Учебный и воспитательный процессы проводятся по аналогии с суворовским военным училищем с семилетним сроком обучения, а жизнь и быт кадетов организованы в соответствии с требованиями Общевоинских уставов Вооруженных сил РФ.

Особое внимание в корпусе уделяется военной подготовке, включая участие кадет в летних военно-полевых сборах в учебных центрах воинских частей, дислоцированных на территории Краснодарского края. Она включает в себя разделы: общая тактика, радиационная,, химическая и биологическая защита, военно-инженерная подготовка, связь, огневая подготовка, военная топография, военно-медицинская подготовка, строевая подготовка, общевоинские уставы, психология. Цель военной подготовки – дать кадетам знания, навыки и умения, необходимые для обучения в военно-учебных заведениях, на военных кафедрах вузов, прохождение срочной службы в Вооруженных силах, МВД РФ, привить им волевые, командирские и методические качества. Военная подготовка тесно связана с воинским и патриотическим воспитанием. Кроме того, много внимания уделяется воспитанию у кадет преданности Отечеству, выработке у них высокого сознания общественного и воинского долга, чувства гордости за Россию, Кубань, казачество, стремления добросовестно выполнять свои обязанности, постоянно совершенствовать свои знания.

С 2003 года в корпусе созданы специализированные (профильные) общеобразовательные классы с углубленной правовой и физической подготовкой кадетов. Подписан долгосрочный договор между ГУВД Краснодарского края и ГОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус», предусматривающий 2-х годичную, профессиональную подготовку кадетов старшей ступени (10-11 классов) в стенах корпуса. Для организации и проведения спецкурсов по предметам: деятельность органов внутренних дел, и ее правовые основы, основы правовых знаний, основы криминалистики, специальная техника, этика, физическая подготовка (боевые приемы борьбы), огневая подготовка привлечены специалисты ГУВД. Активизация деятельности специализированных классов с углубленной юридической и физической подготовкой способствует укреплению взаимодействия с органами внутренних дел, что значительно увеличило число поступающих кадет в ВУЗы МВД РФ.

В корпусе работают высококвалифицированные учителя и воспитатели, которые владеют как традиционными, так и нетрадиционными формами обучения и воспитания, выстраивая профессионально-ориентированное воздействие на кадетов с учетом их индивидуальных способностей и возможностей как тонкое и искусное прикосновение к личности по разным направлениям: общий уровень культуры; интеллектуальное, физическое и духовное развитие; эмоциональное и психическое состояние, и многое другое. Педагоги постоянно совершенствуют и контролируют динамику формирования и развития каждого кадета, используя элементы личностно-ориентированной технологии, на основе современных методик инновационного подхода с применением современных форм развивающего и дистанционного обучения, что гарантирует достаточную образовательно-воспитательную подготовку воспитанников на всех этапах учебного процесса.

В учебном процессе наибольшую поддержку получило развитие информационно-коммуникативных технологий, обновление пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего практически все разделы основных образовательных программ. Учителя широко используют ресурсы сети Интернет при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к ЕГЭ, отработки общеучебных планов. На протяжении ряда лет кадеты достойно представляют корпус на олимпиадах и становятся призерами муниципальных, краевых, южного федерального округа и России форумах по разным предметам.

Большое внимание в корпусе уделяется спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работе. Особой популярностью пользуются секции армейского рукопашного боя, тэквандо, самбо, занятия в духовом оркестре, хоре. Воспитанники корпуса постоянно принимают участие в спортивных соревнованиях всех уровней, фестивалях города, края и становятся чемпионами мира, России, Кубани, города, лауреатами творческих конкурсов и фестивалей по разным номинациям.

Благодаря этой работе выпускники основной и средней школы на протяжении одиннадцати лет оканчивали корпус со 100 % успеваемостью. Педагогическое сопровождение кадет-отличников позволило вырастить медалистов, из 14 выпусков в период с 1998 по 2008 годы 11 золотых, 15 серебряных, успешно окончивших и обучающихся в престижных Вузах России. Процент поступления за эти годы в высшие и средние специальные учебные заведения России и Кубани составил более 95 %, из них 49 % в военные и 51 % в гражданские учебные заведения.

За 17 лет своего существования корпус завоевал авторитет среди родственных учебных заведений, как в Южном Федеральном округе, так и в России. Педагогический коллектив Кубанского казачьего кадетского корпуса дважды успешно прошел аттестацию, аккредитацию и лицензирование. Подавляющее число выпускников обучаются и уже окончили различные военные, пограничные и юридические вузы страны, а также гражданские вузы и средние специальные учебные заведения Краснодарского края и России.

Многие выпускники корпуса с честью выполнили свой интернациональный долг по наведению конституционного порядка на территории Северного Кавказа и удостоены правительственных наград.

Планирование открытия нового корпуса в столице Кубани на 1000 мест, позволит совершенствовать учебно-воспитательный процесс с военно-профессиональной направленностью, с выходом в перспективе на создание целенаправленной, высокоэффективной и продуктивной в своем развитии учебно-воспитательной системы и создание корпуса, поступательно развивающегося и работающего в поисковом, творческом режиме с учетом современных требований развития нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев А.В. История казачества. Метод. пособ. Краснодар / КККК, 1996.

2. Данилов Б.В. История образования и воспитания, учебн. пособ. Краснодар / КГУКИ, 1999. 198 с.

3. Данилов Б.В., Машина Т.П. Содержание и организация учебно-педагогического процесса в Кубанском казачьем кадетском корпусе // Итог. научн-метод. материал. МАНПО (Международная акад. наук педаг. образов.), М. 2001.

4. Беляев А.В., Данилов Б.В. «Кадетские корпуса6 история и современность / Педагогический вестнику Кубани: информ-метод. журн. № 3, Краснодар, 2009. с. 61-62.

5. Данилов Б.В. Социальное воспитание и образование, учебн. пособ. Краснодар / КГУКИ, 2011. 432 с.

АВТОРСКИЕ ДАННЫЕ:

1. Беляев Александр Викторович – начальник ГОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус», «Заслуженный учитель Кубани», полковник;

2. Машина Татьяна Петровна – Почетный работник среднего общего образования Российской Федерации, заместитель начальника казачьего кадетского корпуса по учебно-воспитательной работе;

3. Данилов Борис Владимирович – Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик МАНПО, кандидат педагогически наук, профессор кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств, казачий полковник.
Меню клиента
Не зарегистрирован
   
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS